Руководитель «Детской Миссии» Людмила Брынь дала интервью в прямом эфире на радио «Эммануил»
Руководитель «Детской Миссии» Людмила Брынь дала интервью в прямом эфире на радио «Эммануил» (67,28 FM)
www.svitle.org. Интервью вела Мария Курбатова, продюсер детских программ. За время эфира было поднято несколько важных тем, касающихся как деятельности Детской Миссии, так и состояния служения детям на Украине. Предлагаем вам «заочно» поучаствовать в этом эфире, читая темы этого интервью: ЗНАКОМСТВО, КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ, ДЕТСКАЯ МИССИЯ, ДЕТИ И ЦЕРКОВЬ НА УКРАИНЕ, МОЛИТВА ЗА «СТРАНЫ».
Ваши вопросы Людмиле Брынь вы можете задать на Гостевой страничке нашего сайта.
МК: Детская Миссия – это общественная организация, объединяющая взрослых или детей?
ЛБ: …взрослых, которые любят детей, любят Бога и хотят, чтобы дети узнали о Боге и служили Ему от всего сердца.
МК: Вы давно занимаетесь этим служением? Год, два, десять?
ЛБ: Десять. Десять лет назад четверых людей из Украины, в том числе и меня, пригласили на обучение в Южную Африку, в Колледж служения детям на горе Петра. Мы учились там три месяца. Вернулись на Украину и с помощью одного человека из Южной Африки начали это служение: обучать взрослых, как передавать свою веру детям.
МК: То есть, это служение родилось в Африке?
ЛБ: Скорее, в наших сердцах его родил Бог. А люди из Южной Африки вложили в нас то, что они знали о детях, помогли нам полюбить детей, полюбить взрослых, а потом повести людей на Украине, чтобы они рассказывали детям об Иисусе.
МК: Мне почему-то кажется, что до того, как Вы попали в Африку, Иисус уже коснулся Вашего сердца…
ЛБ: Да.
МК: Помните, какие чувства тогда были у Вас по отношению к Богу? Какие у Вас были ожидания? Почему Вы решили искать Его?
ЛБ: Сегодня, когда я шла на эту передачу, я поняла, что как раз в эти дни исполняется пятнадцать лет с того времени, как я пришла к Богу. Я тогда училась на третьем курсе педагогического института, и меня пригласили на студенческую конференцию. Я поехала, потому что там было много моих друзей. Бог коснулся меня, и я поняла, что мне нужно сейчас решать, следовать за Богом или нет. Потому что я уеду с этой конференции, что-то случится со мною, – и тогда уже будет поздно взывать к Богу. Так что я сначала признала, что Бог есть. Вернувшись в институт, я начала ходить на группку по изучению Библии. Тогда я и поняла, что Иисус сделал для меня, и полюбила Его от всего сердца.
МК: Вы пробовали себя в каком-либо другом служении, кроме служения детям?
ЛБ: Я училась в педагогическом институте на факультете иностранных языков. Я работала переводчиком разных групп, которые приезжали: американцы, англичане. Но меня всегда беспокоило, что хоть я и умею научить детей английскому, всё время ощущаю трудности в обучении детей о Боге. Как переводчик я участвовала в детских христианских лагерях и все время спрашивала у Бога: «Как же научить детей о Тебе?» Потому что то, что я делала в лагерях вместе с американцами, мне не очень нравилось. Мне хотелось, чтобы дети больше любили Бога…
МК: …чем американцы?
ЛБ: Нет. Вместе с американцами мы делали детские лагеря, видя детей всего лишь раз в год. А следующим летом я понимала, что если целый год с детьми не общаться, то их жизнь становилась еще хуже, чем до того. Год назад они полюбили Бога, а потом будто забывали всё. Я всё думала: «Как же сделать так, чтоб это было эффективно? Чтобы дети посвятили свою жизнь Богу, и это не заканчивалась?»
МК: И где Вы нашли ответ на этот вопрос?
ЛБ: Я думаю, что нашла его, когда поехала в Африку, потому что во время обучения там мы проводили лагеря и служения. Я все время думала: «Это же для моих детей! Теперь я понимаю, как служить так, чтоб это была не просто шоу-программа, а чтобы это были отношения с детьми, как им применять в жизни то, о чем мы им рассказываем».
МК: Я предлагаю как раз об этом поговорить подробнее. Перед тем, как рассказывать ребенку Благую весть, нужно найти с ним контакт.
ЛБ: Да.
МК: И Вы так же служите в воскресной школе при церкви?
ЛБ: Да.
МК: Бывает, что ты стараешься что-то сделать с детьми – поешь, танцуешь, но ребенок отказывается идти на контакт?
ЛБ: Конечно бывает, ведь дети разные. У них может быть разное настроение, может, ребенок не выспался с утра, или родители привели его в церковь против его воли, — по-разному может быть.
МК: Как найти контакт с таким ребенком?
ЛБ: Я думаю, что секретом является атмосфера, которую необходимо создавать в детском служении и вообще в общении с детьми. Когда ты любишь детей, когда ты открыт, когда у тебя улыбка от всего сердца, когда ты интересуешься жизнью детей, когда спрашиваешь, как дела в школе, что ты ел на завтрак, что тебе нравится, что смотришь по телевизору? Кстати, когда я провожу семинары и беру примеры из фильмов, многие удивляются: неужели такое можно смотреть?! Но если не смотреть, ты же не сможешь понять мир, в котором дети живут!
МК: Что сейчас на вершине детского хит-парада? О чем они больше всего разговаривают?
ЛБ: Мои дети в воскресной школе очень любят петь.
МК: Бывает ли, что ребенок попадает в воскресную школу, а потом сам хочет служить другим детям?
ЛБ: Очень часто именно так и бывает! В воскресной школе, как правило, помогают либо родители, видящие, как ты вкладываешь жизнь в детей, и они хотят этому научиться, либо дети, выросшие у тебя на глазах. Потом эти взрослые «дети» говорят: «Я не хочу уходить с воскресной школы!» Ты говоришь: «Нужно – ты же вырос!» И они в ответ: «Давайте я Вам буду в чем-то помогать!» Например, у меня в церкви группу дошкольников ведут девочки-подростки. Я с ними занимаюсь, рассказываю, как и что делать, и они очень хорошо проводят занятия.
МК: Вторая часть вопроса: как рассказывать ребенку об Иисусе Христе? Ведь не каждый взрослый понимает, что значит жертва Христа и что с этим делать, а это ребенок. С чего начинать? Каких ошибок избегать, если хочешь засвидетельствовать ребенку о любви Божьей?
ЛБ: Я думаю, следует начинать с того, чтобы самому любить ребенка. Если ребенок рядом с тобой будет переживать любовь Божью, ему будет легче понять такие слова, как «Бог тебя любит», «Ты драгоценный для Иисуса». Ребенок может понять эти слова, если он действительно доверяет взрослому, который их говорит. А уже потом говорить Благую весть – простым языком!
МК: То есть стараться не использовать христианский сленг? Или рассказывать примеры? Как лучше?
ЛБ: Когда взрослый начинает рассказывать детям о Боге простыми словами, он самый начинает лучше понимать, во что верит. На семинарах Детской Миссии мы разбираем, как рассказывать ребенку Евангелие. И часто служители сами себе задают вопрос: «А действительно, что значит «впустить Иисуса в свое сердце»?» У детей не абстрактное мышление, а конкретное, то есть дети мыслят картинками. Многие из детей соглашаются, просто потому что не хотят огорчать взрослых: «Да, я хочу принять Иисуса в свое сердце», а на самом деле они представляют, что теперь Иисус внутри их.
МК: Мне рассказывали, что одна девочка, которой такое сказали, боялась лечь спать, чтоб не придавить Иисуса!
ЛБ: Или одна девочка приходит с воскресной школы и говорит: «Мама, я теперь ничего пить не буду!» Мама спрашивает: «Почему это?» Спрашивали, выспрашивали, девочка и призналась: «Мама, я вот выпью, а Иисус в моем сердце утонет!». Или, когда мы проводили обучение в Англии, нам рассказывали о четырехлетнем мальчике, который баловался с отцом. Он сказал папе: «А Иисус из меня не выпадет из-за того, что я так бегал?!» Когда мы впускаем Иисуса в сердце, мы имеем в виду отношения, дружбу с Богом. Дружбу ребенку намного легче понять. Когда мы предлагаем ребенку покаяться, мы говорим: «Бог хочет подружиться с тобой. Бог хочет, чтоб ты стал Его ребенком». И по Библии показываем, что там написано. Вообще есть такой метод евангелизации детей – Книжечка без слов. Этот метод очень распространен в христианском мире, много кто учит, как им пользоваться. Мы обучаем людей не тому, как за одну минуту сказать три предложения, а как действительно провести беседу с ребенком, и как проверить, что он понял. Мы рассказываем о Боге, о Его любви, чтоб ребенок понял, что есть грех в его жизни, и что Бог придумал чудесный план, как избавиться от этого греха. Потом об Иисусе и про то, как ребенок может принять это важное решение.
МК: С какого возраста ребенку можно рассказывать о Христе?
ЛБ: Рассказывать о Божьей любви можно даже до рождения: «Бог тебя любит», «Мы тебя любим», «Бог нам тебя дал, и мы очень этому рады». А потом родителям нужно молиться и быть открытыми к тому, что ребенок начнет спрашивать. Разные дети в разном возрасте начинают понимать свою греховность. Основная проблема – когда ребенок не признает, что поступает плохо. Как только ребенок осознаёт это, приходит Дух Святой и открывает сердце ребенка, чтобы оно услышало ответ.
ЛБ: Обучение ДМ очень особенное, потому что мы не распространяем учебники для воскресных школ. Наша мечта – подготовить человека таким образом, чтобы он любил детей, знал их нужды, знал Слово Божье и мог самостоятельно готовить уроки так, как ему показывает Бог. Донести истину не по чьим-то урокам, а самому писать уроки.
МК: То есть, Вы берете человека, обучаете, как делать разные программы, и благословляете его на путь служения?
ЛБ: Да. Как миссия, мы сами по себе не служим детям. Мы помогаем церквям, чтоб их люди, которых им дал Бог, служили в тех сферах, в которых они призваны. Кто-то служит только в воскресных школах, другие идут в детские дома, интернаты, кто-то проводит лагеря. Все те принципы, которым мы учим, можно применять в любой форме служения, которая лучше подходит к той ситуации, где люди взаимодействуют с детьми.
МК: Много ли человек хотят пройти подготовку в ДМ?
ЛБ: На один семинар мы набираем группу до 20-30 человек. В год у нас обучаются около 100-150 человек. В этом году мы празднуем своё Десятилетие, и у нас будет около 200 человек на Украине, которые пройдут обучение. Сейчас у нас проходят обучения как в Киеве, так и в регионах – Днепропетровск, Полтава, Донецк. Планируются семинары в Мариуполе и Ильичевске.
МК: Распространяетесь по всему миру...
ЛБ: Не по всему пока, но в пределах Украины и стран СНГ.
МК: Мне повезло, и я попала на одно из занятий ДМ. Я пробыла там минут 15, наверное, попала на самую активную часть занятия. Там было человек 30 взрослых, которые вели себя, как дети. Они бегали, гасали, кричали, размахивали руками в воздухе, танцевали, какие-то фигуры делали. Вообще это было странно как-то. У меня по этому поводу вопрос: Не есть ли первым принципом ДМ, чтобы взрослый человек стал немного похожим на ребенка? Или мы, те, кто служит детям, должны воплощать эдакого взрослого человека, образ отца или матери?
ЛБ: Я думаю, не только детские служители, а каждый должен быть немного ребенком. Ведь Иисус сказал в Матф. 18 главе, что „если не станете как дети – не войдете в Царство Божье”. Одновременно мы и взрослые, но если мы дети Божьи, то каждый из нас должен стать ребенком. Чтобы быть вместе с ребенком, нужно спустится на его уровень, понять, чем он живет, играть с ним, веселиться. Если дело доходит до чего-то серьезного, а ты до того играл с ребенком, ему нравится с тобой, то он будет слушать все, что ты ему будешь рассказывать.
МК: Если дети балуются, что Вы делаете?
ЛБ: Можно побаловаться вместе. Мы обучаем людей строить отношения с детьми, играть с ними, тогда дети видят в тебе своего человека и готовы идти за тобой. Так что у меня редко бывает, что дети не слушаются на занятии.
МК: Серьезный вопрос: какая сейчас ситуация с детьми в украинских церквях, или тех церквях, с которыми Вы сотрудничаете? Сколько приблизительно учителей на группу детей?
ЛБ: Ситуация за десять лет не сильно изменилась. Хоть мы и обучаем служителей, но это капля в море. Мы хотим, чтоб их было еще больше... В детское служение люди не хотят идти потому, что оно незаметное. Например, служение прославления: ты стоишь на сцене, тебя все видят. А детское служение обычно проходит в отдельной комнате, или зале, на втором этаже или даже в подвале – у кого как. И этих людей не видно. И если руководство церкви не поддерживает авторитет детских служителей, то им очень тяжело приходится.
МК: А насколько детское служение важно для церкви?
ЛБ: В Библии написано, что если следующее поколение не будет научено, оно выростет противниками Бога. В 77-ом Псалме есть предупреждение, что нужно научить, передать веру, иначе будет мятежное поколение, непокорное Богу духом своим.
МК: Но это фактически переворачивает всю церковную практику: детское служение требует наибольшего внимания со стороны церкви, не так ли? Чтобы будущее поколение было верующим.
ЛБ: Я не думаю, что нужно настолько выделять, делать такой фокус. Нужно просто понять: как в семье дети важны так же, как и другие члены семьи, — так и в церкви все важны, все требуют внимания. Все равны перед Богом, просто к каждому нужен свой подход.
МК: А еще, насколько я знаю, есть такая проблема: мужчины почему-то не хотят служить детям.
ЛБ: Есть такая проблема. Молиться нужно всем, поднимать голос за мужчин, чтоб они принимали от Бога дух отцовства. Когда я общаюсь с братьями в церкви, я приглашаю их помогать, проводить свое время с мальчиками. Это просто статистика: для мальчиков-подростков (лет с 10-11) очень важно, чтобы у них был пример для подражания, кто-то, на кого они хотели бы быть похожими. И если они не находят в церкви такого человека, то куда они пойдут его искать? Скорее, им станет какой-то парень со двора, или герой с телеэкрана. И все. Мы можем в ребенка вкладывать с 3 до 13 лет, но если он в это время не найдет себе такого друга и примера для подражания, то можно все потерять. Когда братья такое слышат, они понимают, насколько это серьезно. Просто приходите, будьте с нами, берите мальчиков на рыбалку или пикник с собою. И все. Не нужно даже урок вести, просто нужно общаться с мальчиками. Тогда они видят, что в церкви есть мужчины, которые любят Бога, что служение Богу – не только женское дело.
МК: Но обычно в церквях детям служат девушки, которые закончили пединститут, или просто любят быть с детками. Приходится видеть, как такая молодая хрупкая девушка выводит на прогулку 30, 40, 50 детей в то время, как родители слушают проповедь.
ЛБ: Так бывает, но так не должно быть. Люди должны понимать, что служение детям – это общение с ними, а не что-то страшное. Даже родители часто спешат отдать детей на служение, называя воскресную школу „камерой хранения”...
Телефонный звонок: „В нашей церкви очень хорошее детское служение. Перед занятиями деток выводят ко всей церкви, мы их благословляем. Но не все взрослые знают, что с детьми делать на служении. Как Вы служите деткам: песнями, уроки проводите, игры?”
ЛБ: Я это и хотела сказать: люди бояться идти в это служение, потому что не знают, что с детьми делать. Мы обучаем служителей интересно рассказывать библейские истории, помогаем им даже стать немного актерами. Также учим, как учить с детьми библейские стихи – есть целая методика. Главное, что когда люди приходят к нам учиться, Бог проверяет их сердца. Нужно отойти от такого отношения: „Я взрослый, я все знаю, а вы тут сейчас сидите и слушайте меня”. Иисус же сказал: „Если принимаете одного из малых сих во Имя Мое, то вы Меня принимаете”. И это многим глаза открывает: можно же Самого Иисуса принять, если ты присядешь, послушаешь ребенка, погладишь по голове. На мой взгляд, когда ты, как взрослый, отдаешь свое время ребенку, — это уже служение. А все методы – это уже продолжение вашего сердца: как играть, как рассказывать истории, как наладить отношения в группе, как проверять знания детей не с помощью контрольных или тестов, а используя интересные игры, как рассказывать о миссионерстве. Главное – как научить детей применять полученные знания, чтобы Слово Божье было живым для них.
МК: Я знаю, что в ДМ Вы сейчас живете молитвой за детей всего мира.
ЛБ: Не только сейчас. У нас есть желание, чтоб дети были не только потребителями, но чтобы они сами начали служить. И не только выступлениями в церкви, стишками или песнями. Дети могут молиться за своих неверующих друзей, за другие страны. Бог слышит их молитвы и отвечает на них. Когда я поехала в Южную Африку, меня удивляло, когда незнакомые люди, глядя на меня, плакали. Я спрашивала: «Что случилось?» Мне отвечали: «Когда мы были маленькими, на воскресной школе мы молились, чтобы люди в Советском Союзе познали Бога. И сейчас я вижу ответ. Ты — живой ответ на эту молитву!»
Наши дети тоже могут молиться – за мусульманские страны, за Европу, которая только называется христианской, но не является таковой. Эти дети будут расти, и видеть, как Бог будет изменять людей в этих странах. Кто-то когда-то будет ответом на их молитвы.
МК: Как заинтересовать ребенка молиться за тех, кого он никогда не видел? Например, молиться за детей в других странах?
ЛБ: Ребенку нужно увидеть, пережить, побыть на месте того ребенка. Мы предлагаем организовать «путешествие» в ту страну – на самолете, автобусе и т.д. Это не совсем игра. В этом воображаемом путешествии можно рассказывать о той стране, учить новые слова, песни на языке той страны. Детям интересно, ведь для них это новый мир. Потом можно рассказать о людях в той стране и их проблемах. Информацию про страны можно брать из книжек, из Интернета, принести на урок фотографии, картинки. Это заинтересует детей. Ребенок в свои четыре года скажет: «Господи, благослови детей Армении», а Бог в ответ на эту молитву пошлет Ангела, и будут перемены. Все молитвы очень ценны перед Богом.
МК: Что главное в служении детям? На что следует обратить внимание учителям воскресных школ? Что делать тем, кто хочет служить детям, но не знает, с чего начать?
ЛБ: Главное – отношение сердца. Любить детей. Есть такое выражение: «Сначала я полюбил свою учительницу. Потом я полюбил её Библию. Потом я полюбил её Бога». Апостол Павел говорил: «Будьте подражателями мне, как я Христу». Я люблю Бога, подражаю Ему и я открыта для детей. Хотя дети не видят Бога, ведь Он – Невидимый, они видят меня. Если я называюсь именем Бога, то я для них – это пример Бога. Если они видят любовь с моей стороны, они так и будут понимать Бога.
МК: Советы родителям?
ЛБ: Совет всем: любить детей, не относиться к ним свысока. Несмотря на наш опыт, давайте принимать их и стараться передавать свой опыт на их уровне.
МК: Пожелания всем нашим слушателям?
ЛБ: Бог очень любит каждого. Он и Отец, и Жених, и Друг, и Брат в одной личности. Поэтому я желаю иметь с Ним близкие отношения, которые никто в мире вам не даст, кроме Иисуса, Господа нашего.
«Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, — и он может играть только тогда, когда он вполне является человеком».
(Ф. Шиллер)
Отзывы студентов «Детской Миссии»
Через этот семинар Бог исцелял мое сердце, я стал более открытым к людям, мне легче проявлять любовь к детям.
Детская Миссия
Более 19 лет Детская Миссия проводит семинары для детских служителей. За это время только на Украине обучение прошли почти 6000 служителей и родителей. Кроме того, Бог открыл возможность служить и обучать людей в России, Молдове, а с 2006 года в Армении и Англии, затем в Латвии, Грузии и Казахстане.
Использование текстовых материалов сайта разрешается только с активной ссылкой (гиперссылкой) на сайт www.ChildrenMission.net Использование элементов дизайна сайта без письменного разрешения разработчика ЗАПРЕЩЕНО! Запрещается загружать (вставлять) во фрейм или размещать на других сайтах любую часть данного веб-сайта.